MC-головка ZYX R-50 Bloom
С японской компанией ZYX мы знакомимся впервые. Под этой торговой маркой с 1987 года выпускаются изделия пусть не слишком широкого ассортимента, зато с собственной философией и вытекающим из неё нетрадиционным конструктивом. В каталоге ZYX несколько моделей MC-головок, пре-предусилитель, фонокорректор и мелкие, но заслуживающие внимания аксессуары. Глава фирмы и ее идеолог — Хисайоши Накатсу (Hisayoshi Nakatsu), выпускник Токийского научного университета, много лет проработавший в Trio Kenwood и Ortofon, а также ювелирной фирме Namiki. В его активе более 50 патентов в области конструирования MC-головок и обработки алмазов, а также проектирование звукоснимателей для столь известных брендов, как Kuzma, Sumiko, Philips и Accuphase. Основав собственный бизнес, г-н Накатсу начал не только использовать накопленный опыт, но и внедрять принципиально новые идеи. Например, в головке ZYX R-50 Bloom (кстати, начального уровня) реализован принцип Real Stereo Generator. В его основе лежит понимание того, что главная проблема механических звукоснимателей — временное рассогласование между сигналами левого и правого каналов, в результате которого возникают фазовые сдвиги и теряется естественность звучания. Г-н Накатсу вводит термин «временные искажения» и формулирует 13 принципов конструирования, позволяющие их избежать. Приведу их в сильно сокращенном виде, иначе техническое описание займет несколько журнальных страниц. Прежде всего это геометрия, способ намотки и коммутация катушек. В R-50 Bloom, как и во всех головках серии RS, они симметрированы относительно горизонтальной оси, причем обмотки правого и левого каналов расположены так, чтобы их взаимное влияние было минимальным. В результате при перемещении иглы и, соответственно, катушек в обеих плоскостях сигналы на выводах L и R абсолютно синфазны. Провод — бескислородная медь 6N, т.е. чистотой 9,99999%. Второй важный момент — демпфирование подвижной системы. В R-50 она состоит из девяти деталей с разными механическими свойствами, и они полностью развязаны друг от друга. Корпус изготовлен из синего прозрачного полимера, способного эффективно гасить как внутренние, так и внешние возмущения. Кантилевер изготовлен из черного сплава алюминия и марганца, который, по мнению г-на Накатсу, лучше работает на высоких частотах, чем бор или чистый алюминий. И наконец, игла. Вот где пригодилась ювелирная (в буквальном смысле) практика создателя головки — цельный алмаз обработан так, чтобы его грани были параллельны оси кантилевера, а главная ось кристалла совпадала с направлением звуковой дорожки. Это и есть профиль «линейный контакт», обеспечивающий минимальный износ иглы и широкий диапазон частот. При отклонении ±1 дБ верхняя граница головки 20 кГц, но вообще она работает вплоть до 40 кГц. Масса головки всего 5 г, а ее динамическая податливость, наоборот, выше средней — 15×106 см/дин, так что ее лучше всего ставить на легкий тонарм. С моим SME 3009 Mk II Improved (эффективная масса 6,5 г) она спелась отлично. Правда, между картриджем и шеллом я поставил прокладку Silent Metal ($25) массой 1,7 г. Это необычное приспособление, также выпускаемое фирмой ZYX, гасит вибрации и снижает частоту собственного резонанса всей системы. В соответствии с тестовым диском «Vinyl Essentials» он переместился с 11 до 9 Гц, а такой параметр, как трекабилити, улучшился с 70 до 80 микрон. Если вы правильно выставите VTA, прижимную силу и антискейтинг, то, поставив иглу на пластинку, услышите чистый и очень ясный верх при полном отсутствии поверхностных шумов. И даже если винил не очень новый, треск и щелчки не кажутся назойливыми, их скоро вообще перестаешь замечать. При этом головка извлекает из записи максимум информации, что, вообще говоря, удивительно. Кроме того, даже при недостаточном антискейтинге она дает очень мало искажений в конце пластинки, по крайней мере намного меньше, чем большинство ранее отслушанных головок. Все эти качества замечательно проявляются на классической музыке и оркестровом джазе. Звуковая сцена масштабна, от фланга до фланга картина яркая и контрастная. Подвижная система действительно эффективно задемпфирована — бас достаточно подвижен и в меру собран, никаких призвуков или окраски в нижнем регистре нет. О камерных жанрах я вообще не говорю, с ними головка справляется играючи. R-50 Bloom прекрасно сработалась и с трансформатором (Fidelity Research FT-3), и с MC-корректором (Roksan DX2), хотя разницу в звучании, конечно, можно заметить. И вот за что я люблю небольшие фирмы, особенно японские — в звучании их бюджетных изделий чувствуются порода и характер, чем редко могут похвастать крупные бренды. Источник: Журнал «Salon AV» Подробные технические характеристики и заказ: Звукосниматель ZYX R-50 Bloom |
Комментариев нет:
Отправить комментарий