Тонкости позиционирования. Акустические системы KEF iQ70
Производитель, имея в своем ассортименте акустику самого разного класса, от начального уровня до High End, должен четко позиционировать не только каждую линейку, но и все модели внутри нее, иначе покупатель запутается и не сможет сделать выбор. И задача это не столько теоретическая, сколько инженерная - создать ряд изделий с четко различающимися потребительскими свойствами не так просто, как может показаться на первый взгляд. KEF с этой проблемой справляется легко благодаря обилию наработанных решений, наличию собственных драйверов различного класса и возможности изготавливать корпуса любой сложности. Сочетая эти факторы, можно получить огромное количество комбинаций, которые никогда не спутаешь между собой. Хотя, как мы увидим чуть позже, обмануться все же можно. Как пример возьмем iQ70, вторую сверху модель из новой серии KEF iQ. Сама линейка рассчитана на любителей музыки и кино с ограниченным бюджетом и включает в себя шесть систем различного назначения: три напольных (iQ50, iQ70, iQ90), две полочных (iQ10, iQ30) и центральный канал (iQ60). Но внешне - по форме корпуса и "обтекателю" на верхней грани - их можно запросто спутать с элитными моделями Reference. В свою очередь напольная iQ70 является несколько уменьшенной копией iQ90 и позиционируется как фронтальная АС в системе домашнего кино или стереопара для комнаты средних размеров. Система 2,5-полосная, т.е. в ней три драйвера, но фильтры стоят только между мидбасом и твитером, объединенными в консидентную конструкцию Uni-Q. Мидбас и НЧ-головка работают в одной полосе, но поскольку частотные характеристики у них разные, то перекрываются они не полностью. Такая конструкция имеет и плюсы, и минусы. Плюсы - простота и невысокая стоимость, а также возможность применения фильтров с минимальным количеством элементов, что благоприятно сказывается на звуке. Минусы - повышенная интермодуляция, поскольку неотфильтрованный бас все-таки попадает в среднечастотник. Понятно, что это компромисс, но компромисс в данных условиях минимальный. Диффузор НЧ-драйвера диаметром 165 мм изготовлен из целлюлозы, усиленной натуральным волокном. Этот материал обладает всеми необходимыми качествами - малым весом, высокой жесткостью и эффективным поглощением внутренних резонансов. Подвес - из мягкой резины, что в сочетании с высоким эллиптическим профилем увеличивает амплитуду колебаний с минимальными искажениями. Литая алюминиевая корзина и мощная магнитная система позаимствованы у более дорогих головок. В сборке Uni-Q используется волновод Tangerine, расширяющий диаграмму направленности в горизонтальной плоскости. Его эффективность действительно заметна (см. график АЧХ в подверстке "7 раз отмерь"), что дает более четкую локализацию источников и правильный стереообраз даже при несимметричном расположении колонок относительно слушателя. Форма корпуса обтекаемая, с закругленной задней стенкой, что создает дополнительные препятствия для возникновения стоячих волн. Внутри имеется система перегородок и стяжек, увеличивающих жесткость и, соответственно, устраняющих окраску звучания. У излучателей и порта фазоинвертора есть внешние фланцы из алюминия, явно с прицелом на аэродинамику. Сверху, так же как и у моделей Reference - файринг из алюминия с антивибрационным покрытием. Входных клемм четыре, это качественные изолированные WBT с гибкими проводными перемычками. Устанавливается колонка на пластмассовое основание (на мой взгляд, слишком тонкое и несолидное для такого корпуса), в которое вкручиваются шипы. Варианты внешней отделки - два сорта ореха, черный ясень, светлый дуб и темная яблоня. Звучание iQ70 узнаваемо с первых же минут - быстрое, слитное, с трехмерной панорамой и прозрачным верхним диапазоном. Как всегда, характерная четкая стыковка средне- и высокочастотной полосы - струнные, духовые и медные инструменты образуют единую по тембральному составу группу, при этом отдельные исполнители уверенно позиционируются по глубине и ширине сцены. Деревянные духовые звучат естественно, без рупорной окраски, а тарелки и треугольник буквально рассыпаются серебром. Нижний регистр сам по себе тоже неплох - бас глубокий, уверенный, хотя иногда немного размытый. Резкие переходы от forte к piano в меру контрастны, без лишних послезвучий. Атмосфера передается рельефно, иногда даже детали заднего фона кажутся слишком акцентированными. Но есть одна особенность, требующая очень внимательного отношения к установке колонок - иногда кажется, будто бас "гуляет сам по себе", как в небрежно состыкованных системах 2.1. Возможно, такое рассогласование возникает из-за нетрадиционного акустического оформления (фазоинвертор 5-го порядка), характерного скорее для сабвуфера, нежели для многополосной АС. Но привязать бас можно, установив колонки на массивные плиты (лучше мраморные), и не ближе, чем на один метр от боковой стены. В этом случае вы получите сбалансированное и очень детальное звучание, причем мощного усилителя для этого не потребуется - iQ70 имеют чувствительность, достаточную даже для работы с ламповой аппаратурой. * "Tutti! Orchestral Sampler". 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. * Frank Zappa & Captain Beefheart, "Bango Fury". Rykodisc, 1989. * "Ray Charles at Newport". Atlantic, 1958/1998. * CD/SACD-проигрыватель Wadia 781i (476000 руб.). * Интегральный усилитель Bryston B60R (82350 руб.). Заявленные характеристики KEF iQ70 В системе, помимо традиционных решений, реализованы и довольно необычные для домашней акустики. Подъем кривой в правой части графика (10 - 18 Гц) свидетельствует о применении т.н. фазоинвертора 5-го порядка, в котором последовательно НЧ-драйверу подключается конденсатор. Подбором его емкости (а она способна достигать 1000 мкФ) можно регулировать добротность системы вблизи частоты основного резонанса и добиться меньшей неравномерности АЧХ, поэтому такую схему очень любят производители автомобильных сабвуферов. Кроме того, такие колонки практически невозможно сжечь при выходе из строя усилителя, поскольку их сопротивление постоянному току бесконечно велико. Самое интересное, что при столь больших колебаниях импеданса фазовая характеристика (верхняя кривая) меняется в очень узких рамках. Это значит, что проблем с устойчивостью усилителя не будет. Кроме того, от него не потребуется повышенный ток на высоких частотах, поскольку импеданс колонок на отрезке 5 - 20 кГц не падает ниже 4 Ом. А вот здесь как раз видно, что дали нестандартные решения - фазоинвертор (черная кривая) работает в широкой полосе частот, уходящей гораздо ниже 20 Гц. Да и в остальном диапазоне нелинейность АЧХ по звуковому давлению не превышает +/-1 дБ, причем в реальных условиях, т.е. обычной комнате с мебелью. Твитер с тонким алюминиевым куполом дает небольшой горб на 16 кГц, но от него легко избавиться легким поворотом колонок внутрь. Диаграмма направленности тоже вне критики - при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (зеленая и красная кривые соответственно) характеристика абсолютно линейна вплоть до 10 кГц. Это обеспечивает широкую сцену и точную локализацию источников. Чувствительность АС выше средней, порядка 90 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средней площади будет достаточно 60-ваттного усилителя. Источник: Николай Ефремов, Журнал "Салон АВ" Дополнительная информация: Все обзоры акустики
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий